Определение признаков организационно-хозяйственных обязательств

Актуальность этой темы обусловлена прежде всего необходимостью выявления общих и специфических черт этой категории отношений, а также небольшим количеством научных трудов в этой отрасли хозяйственного права. По мнению О. Вихрова организационно хозяйственные обязательства характеризуются тремя группами признаков.

Во-первых, общими признаками, присущими всем правоотношениям обязательственному характеру. Эти признаки наиболее разработаны и используются в гражданско-правовой теории.

Во-вторых, признаками, характерными для хозяйственных обязательств в целом, предложенными теорией хозяйственного права и принятыми хозяйственным кодексом Украины и другими актами хозяйственного законодательства.

В-третьих, специфическими признаками конкретного вида хозяйственных обязательств - организационно-хозяйственных, которые также в той или другой степени отображены в теории и законодательстве.

В соответствии с этим теоретико-юридическим анализом признаков организационно-хозяйственных обязательств целесообразно начинать с наиболее исследованных в юридической науке гражданских обязательств, а уже потом исследовать хозяйственные обязательства в целом, в частности обязательства имущественно хозяйственные и организационно - хозяйственные.

Что касается организационно-хозяйственных обязательств, то имущественный характер можно видеть лишь той мерой которой они опосредствуют организации процесса перемещения имущества в экономике, оптимизируют этот процесс, предоставляют ему целеустремленный характер в соответствии с целью и заданиями экономической (хозяйственной деятельности), определенных Конституцией и Законами Украины.

Относительный характер обязательственных правоотношений заключается в том, что они предусматривают юридическую связь определенных лиц - участников обязательства, и это отличает их от правоотношений абсолютного характера, где право субъекта противостоит обязанности всех и каждого воздерживаться от действий, которые нарушают это право (право собственности, право хозяйственного ведания). Сторонами организационно-хозяйственных обязательств также есть два или больше конкретно определенных субъектов, юридическая связь между которыми заключается в том что один из них - обязанная сторона - должен осуществить в пользу другой - управляющей стороны - определенное управленческо-хозяйственное (организационное) действие, или воздержаться от такого действия.

Таким образом, (относительность) как признак хозяйственного обязательства отображает его субъективный состав по этому признаку хозяйственные обязательства в том числе организационно-хозяйственные, отличаются от хозяйственных правоотношений абсолютного характера. По моему мнению, для второй категории признаков является характерным наличие таких свойств.

Прежде всего, это их направленность на достижение экономического результата как хозяйствующим субъектом так и субъектом управления (например выполнение программ из государственного заказа).

Во-вторых, такие обязательства должны иметь систематический или продолжительный характер.

В-третьих, споры что возникают из хозяйственных обязательств в том числе организационно-хозяйственных решаются в порядке хозяйственного судопроизводства.

Специфические признаки организационно-хозяйственных обязательств, то есть присущие лишь этим обязательствам, выплывают из их легального определения закрепленного в ст. 176 хозяйственного кодекса Украины.

Во-первых, для организационно-хозяйственных обязательств является специфическим то, что они возникают в процессе управления хозяйственной деятельностью. По мнению В.В. Лаптева исходя из хозяйственной концепции, он пришел к заключению, что обязательственно-правовые формы объединяются в три больших группы в соответствии с тремя группами хозяйственных отношений - горизонтальным, вертикальным и внутрихозяйственным. Они образуют три больших подсистемы обязательств - хозяйственно-оперативных хозяйственно-управленческих и внутрихозяйственных. Хозяйственно-оперативными, по его мнению есть обязательства, форма которых охватывает выполнение гос органами хозяйственно-оперативных функций, то есть непосредственной хозяйственной деятельностью организаций. Хозяйственно-управленческие - это обязательства, форма которых охватывает выполнение органами хозяйственного руководства планово-организационных функций. Внутрихозяйственные - это отношения форма которых охватывает хозяйственно-оперативных и хозяйственно-управленческих функций в пределах одного хозяйственного органа. Отсюда можно вывести еще одно специфическое свойство, а именно их вертикальную структуру. Такую категорию обязательств можно охарактеризовать как подзаконную властную деятельность из организации хозяйственных связей, которая осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления наделенными хозяйственной компетенцией, которая является одним из признаков специальной правосубъектности, а также общественными и другими организациями яки выступаю в качестве основателей субъектов ведения хозяйства или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.

Во-вторых, одним из субъектов в этих обязательств всегда выступает субъект организационно-хозяйственных полномочий. Субъектами таких полномочий согласно ст. 2 Хозяйственного кодекса Украины именно есть органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане общественные и другие организации, которые выступают в качестве основателей субъектов ведения хозяйства или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.

В-третьих, действия (или содержание от определенных действий) имеют управленческо-хозяйственный организационный характер. То есть это действия (содержание от действий), направленные на организацию хозяйственной деятельности и управление ею.

В-четвертых, по моему мнению объектом таких обязательств являются действия управленческого (публично-правового) характера, а содержанием права и обязанности субъектов этого обязательства, которые выплывают из управленческого решения и направленные на его непосредственное выполнение.

В-пятых, основаниями возникновения организационно-хозяйственных обязательств может быть закон, управленческое решение органа наделенного компетенцией в сфере управления экономикой решения владельца или органа управления юридическим лицом или договор (контракт). Допускается сочетание нескольких оснований например постановление КМУ «О порядке формирования и размещения государственных заказов на поставку продукции для государственных потребностей и контроля за их выполнением», Закон Украины «О поставке продукции для государственных нужд» предусматривают возможность формирования соответствующих программ закупки продукции и заключения соответствующих договоров с поставщиками на этой основе.

К категориям организационно-хозяйственных обязательств принадлежат также соглашения о распределении продукции, которые заключаются в соответствии с Законом Украины «О соглашениях о распределении продукции» от 14.09. 1999. Примером не договорных форм организационно-хозяйственных обязательств могут быть социально-коммунальные обязательства субъектов ведения хозяйства, урегулированные в ст.177 Хозяйственного кодекса.

Теоретическое осмысление положений Хозяйственного кодекса Украины относительно организационно-хозяйственных обязательств, разрабатывания и внедрения рекомендаций из практической реализации этих положений с целью повышения эффективности экономики и утверждения общественного хозяйственного порядка становится одной из самых актуальных проблем правовой науки.

Категория организационно-хозяйственных обязательств, законодательно основанная Хозяйственным кодексом Украины нуждается в глубокой и системной теоретической проработке. Исследование таких обязательств в этом плане выступает как важное научно-теоретическое и практическое задание.



Алена Дегрик

 

Управляющий Партнер LeoPartners